На главную Критика СВЕТ ВЫСОКОЙ ЛЮБВИ

СВЕТ ВЫСОКОЙ ЛЮБВИ

 

 

 

 

Моему военному поколению поэт Иван Саввич Ники­тин особенно близок, хотя о войне он и не писал. В со­знание моего поколения он входил с детства: из хресто­матий, из уст бабушек и родителей, которые знали его наизусть, из песен, которые пелись в народе. Для нас же еще и Великая Отечественная война как бы воскресила, обновила все, что связано с Отечеством, с его националь­ным достоинством и достоянием. И то, что было, каза­лось, несколько приглушено новым временем, его поспешностями, полузабыто, вдруг как-то по-новому ожи­ло, сильно зазвучало в душе. Вместе с гоголевской пти­цей-тройкой, со старинным стихотворением о Сусанине все услышали никитинскую «Русь». Она стала не толь­ко современна, а остро злободневна. Читалась по радио, с эстрады. Во флотской и армейской самодеятельности. Каждый мысленно обращался к Руси, и слово это помо­лодело, чувствовалось по-новому:

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою.

Против недруга...

Стихи эти так пространственно необозримы, как бы увидено это все из космоса: и эти наплывающие южным


зноем тучные хлеба, и этот «снег, что белый пух, тихо кружится», от юга до крайнего севера, где «...горами лед ходит по морю». А ведь Никитин почти и не выезжал из своего Воронежа. А вокруг смыкались темнота и нуж­да, суживающие и местный недалекий горизонт до гряз­ного постоялого двора, заботами о котором вынужден был существовать Никитин. Но вот вся она, отчая, жи­вая, движется навстречу, увиденная с вершин высокой любви к ней ее прозревающим сыном. Движется и на­полняет чувством гордости и сознанием могущества уви­девшего ее человека.

Принято думать, что Иван Никитин не столь перво­родное явление, как его земляк и предшественник Алек­сей Кольцов. Это укоренил, видимо, авторитет Белин­ского, который в этом духе высказался о первых книгах Никитина. Виссарион Григорьевич мог и ошибиться, как в свое время он ошибся в оценке Пушкина. Будучи че­ловеком принципиальной совести, он печатно каялся по­том. Но тут он просто не успел сверить с испытанием временем свое мнение. Да и первая правота его была целебной для чуткого к ней молодого художника. Она помогла ему, ускорила в нем то, к чему он, может, не­решительно и медленно пробивался. Сам он менялся, мнение же о нем оставалось. Но вот прошли годы, не го­ды, а более чем столетие, а поэзия Никитина не тускне­ет и в сознании волей-неволей стоит рядом с кольцовской, очень родственная ей и в то же время такая своя, неповторимая, единственная на- свете, по настроению, по тому чувству, что заронила она с детства в душу и еще усилила с годами, только, может, ближе к нам по ощу­щению времени, по остроте социальной, более активная, выражаясь по-современному. Будь она не самобытная, не первородная, пассивно-идиллическая, вряд ли это мог­ло случиться. Вряд ли могло неключевое, стоячее и вновь так воскресать, как уже в приведенном примере стихо­творение «Русь» в войну.

Никитин, в этом я глубоко убежден, поэт удивитель­ного родникового обаяния. Об этом, что еще более убеж­дает меня, говорят и совершенно, казалось бы, далекие по творческим основам от него, крупнейшие художники более позднего времени. Например, Бунин. А в наши дни — П. Антокольский, В. Катаев. Иван Саввич Ники­тин из одного народного ключа с Кольцовым, но он более устойчив, что ли, когда соединяются в нем с народными началами книжные поэтические русские традиции... Он такой же песенный, но его песенность по своим мотивам ближе к нам. Она действенней, энергичнее. Когда Коль­цов писал так, как писали тогда известные поэты, у него получалось это слишком романсово, он переставал быть собой. Никитин же оставался Никитиным и тогда, когда он писал в традициях книжной русской поэзии. Правда, и сама книжная русская поэзия, в лучших своих исто­ках, шла из народной стихии. Помните у Пушкина:

Румяной зарею

Покрылся восток,

В селе за рекою

Потух огонек.

Не правда ли, это очень похоже на никитинское? Ви­димо, мимолетное у Пушкина стало более основатель­ным, основным у Никитина. Но все это, сугубо народное и народно-книжное, зазвучало у Никитина не только све­жо. Не только обновлял он традиции, но вносил нечто свое, развивал их. Особенно — в природоописательскую лирику.

Я не боюсь этого чуть ли не бранного нынче слова «описательскую». Если описания одухотворенные, в них присутствует человеческое «я», и не только человеческий интеллект, но и более, так сказать, материальное — его характер, я уж не говорю о настроении, о настроенности. Примером тому может служить одно из прекраснейших, на мой взгляд, никитинских стихотворений — «Утро». Каждый, если он не глух к природе, к красоте вообще, сразу же вспомнит:

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Дана вроде бы идиллическая картина. Вроде бы... по­тому, что в конце и не вдруг, а очень как-то внутренне предполагающе, на этой радости восхода, на этом широ­ком органном гимне пробуждающейся природы:

Не боли ты, душа, отдохни от забот,

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Надо было немало выстрадать и самому и небезуча­стно видеть кругом людские страдания, чтобы это вот так, как глубокий, облегчающий людские души вздох, вырвалось из груди навстречу восходящему солнцу.

И не в этом ли стихотворении ключ ко всему Ники­тину? Он лишь в исключительные моменты, на вершинах своего вдохновения, как бы не выдерживал напора из­нутри, взрывчато выплескивался такими откровениями, как «Бобыль», как «Вырыта заступом яма глубокая», ко­торую неслучайно так любил Владимир Ильич Ленин, где наболевшее, накипевшее бросается уже как вызов угнетателю, высказывается прямо и до конца.

В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нем природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя. Но нигде у Никитина не была при­рода сама по себе. Нигде она не усыпляла душу своей идеальной красивостью. Сиял ли белый снег синим огонь­ком в лунную деревенскую ночь или блестело разноцвет­ными огнями на заре озеро, в котором плыли воздушно лебеди, человеческое присутствовало в нем: то отзыва­лось горечью и тревогой горемычной старушки, что

Думает, гадает

Про своих сирот,

Кто их приласкает,

Как она умрет...

то прорывалось радостью шалунишек, что скачут на пру­тах верхом, которым так радостно оттого, что у рыбаков хорош улов—«будет на денек». В детской радости — недетская озабоченность! Будет на денек!..

Вряд ли идилличность здесь, уводящая истерзанную, усталую душу от неприглядной жизни в беззаботную природу. Все — сквозь детскость поэтического умиления?.. Может быть. Но она, эта детскость, контрастнее только подчеркивает скрытую боль, трагизм положения. Кстати, поэт до тех пор и поэт, пока он чувствует эту умиленность на глубинном стержне бедственности, пока в нем еще горит эта детская влюбленность в родную природу, в землю отцов с ее человеческими болями, в ее старину, в мечту ее, в ее распахнутость будущему. Она, эта влюб­ленность, и облегчает невыносимые переживания, и дает силу выстоять, и приукрашивает, идеализирует в добром понимании то, во что так беспредельно и самозабвенно всматривается чутким сердцем художник. Может, потому и волнует так, не понять почему, такое простое-простое, как удивление ребенка, это умиление. И оказывается, тоже, может, потому, оно долговечнее иногда самых не­оспоримых логических предреканий. И в самые опасные минуты, на войне, глядя смерти в глаза, бывает, мыслен­но повторяют эти ставшие заветными, такие вроде бы беспризывные строки «Звезды меркнут и гаснут». И юность, и любовь, и вера в лучшее будущее, все, о чем не сказано в стихах ни слова, вдруг подымается с не­укротимой силой в душе и подымает в бой за Родину. На то оно и искусство.

Я не хочу сказать, что Никитин во всех отношениях бесспорный, что нет на нем «патриархальных пятен», что он не ошибался. Но будь бы он таким, каким хотят видеть нашего брата нынче зачастую наши вездесущие критики, он был бы, может, и совсем без своих недостат­ков, как и без своих достоинств, именно вторичным, по­средственным поэтом.

Главное, что он не мог стремиться уйти от жизни, что он шел навстречу ей, ее противоречия, нарастание в ней бури кровно задевали его, подымали, а не валили. Иног­да, может, он был растерян, медлил в раздумье, но и это потом еще усиливало его как гражданина, самоотвержен­но, жертвенно, необоримо, необреченно ступал он впе­ред, преодолевая и позорное невежество, и унижающую нужду, и смертельный недуг. И этим он родствен даже не столько Кольцову, сколько Некрасову и Шевченко. Это совершенно определенно и отчетливо и в его люби­мых нами стихах, уже названных, и в песнях «На ста­ром кургане», о жене ямщика, и особенно в поэме «Ку­лак», которая настраивает, мягко говоря, не примири­тельно, и в его единственной прозаической вещи — по­вести «Дневник семинариста». Показательны в этом смысле характеры его героев. Лирик Никитин раскрывал их скупо, как лирик, но характерность их эпически зна­чительна. Его лирика с характером!..

Будучи человеком глубоко интеллигентным, совестли­во чувствуя недостаточность образованности, ее всегда таким людям мало, он всегда застенчиво смущался себя. Крайне деликатный, особенно в личных, интимных чув­ствах, бережно обходительный, он почти не говорит в стихах о своей любви к ближнему, особенно к женщине. Как, кстати, и Твардовский. Но подспудно чувствуешь, что она разлита в нем, как кристальная тайна, его лю­бовь, подобно мягкому лунному свету, подобно тихому восходу, во всем его существе, и вырастает до такой вы­сокой любви к земле, к людям на ней, что счастье так близко, когда читаешь его. Как мало мы знаем о его пре­красном, трагическом счастье любви, озарившей его пе­ред самым уходом из жизни, в расцвете сил, и как силь­но мы чувствуем эту любовь в его образах природы! Та­кая одухотворенная, трепетная красота нам все необхо­димее. Именно сегодня, когда охранное, бережливое отношение к ней приобретает особенно большое значе­ние, когда зачастую от самих нас, далеко не всегда ра­чительных хозяев, необходимо спасать ее для будущих поколений. Здесь трудно переоценить такое естественное, захватывающее воспитание красотой ее, как стихи Ники­тина. Но и в сугубо социальном смысле поэзия Ивана Никитина не устаревает. Ушли из жизни многие явле­ния и типы, но в переживаниях есть и такое, что будора­жит, трогает нас и сегодня, то, что передадим мы и на­шим потомкам. Человеческое, человечное, благородное, которое так необходимо будущему. Ее влияние настраи­вает на гражданский лад со времени ее появления. На­строй этот всегда был важен и будет важен. Не стихо­творные размеры, по которым пытаются некоторые наши литературоведы определять похожесть тех или иных поэ­тов, а интонации, сам настрой никитинской лирики от­зывается и сегодня в нас, пишущих стихи. Но главное, что учит, не поучая,— это его народное понимание жиз­ни, его неусыпно ищущий правды и причин лжи ум, рве­ние к свету, жажда духовной независимости, совершен­ства, неудовлетворенность достигнутым еще отзовутся не в одном поколении поэтов.

И не его ли это тревожно-призывные мотивы отклик­нулись в революционной песне:

Смело, товарищи, в ногу,

Духом окрепнем в борьбе...

Узнаете ли в этих радинских строках никитинское:

Медленно движется время,

Веруй, надейся и жди...

Потому оно и медленно, время, что Никитин страстно ждал, ждал того, что уже так стремительно в радинском

«Смело, товарищи...» А разве песня «На старом кургане в широкой степи» не отозвалась во многих песенных сердцах своей крылатой силой, так эпически сдержанно выраженной в лирике? Вспомним хотя бы песню об «Ор­ленке» на слова Шведова.

Оба белорусских классика, Янка Купала и Якуб Колас, в своих особенно ранних стихах даже интонационно как бы подчеркивают, что они учились и у Никитина. Они же оба не раз и признавались в этом в беседах с мо­лодыми. И еще ближе: лучший наш песенник, поэт то­же поистине народный, Исаковский, признается, что ря­дом с Некрасовым своим учителем он считает Никити­на, что «огромный клад» этого поэта раскрыл ему не­охватные поэтические возможности.

Думаю, и в лучших песнях Алексея Фатьянова и Вик­тора Бокова открытое Никитиным дает себя знать.

Такая она, высокая любовь никитинской музы! Когда слишком далеко уходят от нее, от ее народных принци­пов ультрасовременные делатели песен, начинаешь про­сто скучать по настоящей русской песне, и Никитин ста­новится еще ближе, родной навеки.

На главную Критика
Hosted by uCoz