КЛЮЧ
СЕРДЦА
Есть у каждого истинного поэта
свой ключ к его художественному миропониманию. И пока, думается, критика не
откроет для себя этого поэтического ключа любого художника, она будет
непроизвольно ошибаться в его осознании. И мне, например, очень понятно вот это
проницательное чье-то умозаключение, что поэта надо судить по его же законам,
то есть по тем же законам, которые он как бы волею своего таланта избрал для
себя.
Когда я думаю о поэте Викторе Бокове, когда слышу и
читаю о нем самые разноречивые, чуть ли не взаимоисключающие друг друга
суждения, я волей-неволей обращаюсь к его, что называется, натуре, ищу его
жизненный источник, то есть ключ, из которого он бьет живой струей. А ключ
этот, конечно же, песенный по пульсу, по биению, этакий
говорливо-поддакивающий, близкий даже частушечному, может быть, речитативу. Он
весь из него, принимайте его или не принимайте, но он таков и, к счастью ли, к
несчастью ли его, иным быть не может. Я люблю многие стихи Виктора Бокова.
Помню их. А по тому, что запало в душу, и о поэте судить как-то надежнее. И
вот я чувствую в нем прежде всего сердечный, как и у песни, источник волнения.
А песня всегда была связана незримыми нитями с народом, с его прошлым, настоящим
и будущим. Где-то у него, в одном его, на мой взгляд прекрасном стихотворении,
сказано: «Век шестнадцатый с двадцатым аукается». Не ручаюсь за точность
строк, привожу по памяти, но
смысл именно таков. И вот эта связь времен у Бокова сильно выражена. Он и о
будущем напевая себе, из прошлого вроде бы возникнув, из той душевной
человечьей струи, что не поступится своею чистотою человечности. Человеку
плохо, человек умирает — ему не жалеют ничего, несут ему и фрукты и печенье
(современно ведь в самих названиях яств), а ему уже ничего не надо. Вот бы все
это да раньше, когда он был здоров, а жил, бывало, впроголодь. Я видел, как волнуется
вместе с автором аудитория. Я и сам волновался, чувствуя этот его душевный
ключ. И не случайно, думал я, так сердечно поются его, всем это заметно, далеко
не модно сверхсовременные песни. «Оренбургский пуховый платок», «На побывку
едет». А недавно меня просто всколыхнула его новая песня «Острова» в
исполнении Людмилы Зыкиной. Щемящее чувство, вроде того, что «а молодость не
вернется, не вернется она» из украинского. Вечно волнующе, пока нам будет жаль
уходящей невозвратной молодости. Иногда поэта как бы захлестывает эта
набегающая сердечность, и тогда его небрежности заметнее. Но в этих
выплеснувшихся стихах есть такое, что принадлежит только ему, Бокову, и есть
такие строфы, которые цепляются за живое, оседают в душе. Теперь, после ухода
из жизни таких народных поэтов, как Твардовский, Исаковский, Прокофьев,
Рыленков, Ручьев, так важно, что есть еще этот живой ключ к истокам народной
речи, который бьется в певучих стихах Виктора Бокова. Важно, чтобы его не
занесло наносными песками, намывами, важно, чтобы он пробивался из родниковых
глубин народной песенности. И вот он пробивается, и, легкий, таков характер
песельника подмосковных полей, разливается тихий, а слышимый среди эстрадных
резких, нервических, вихляющих речитативов, не заглушаемый ими. Недавно поэту
исполнилось шестьдесят лет. И в газетах и в журналах появились его новые стихи,
он не полагается на сделанное уже, а поет, пока пульсирует в нем эта живая
вода поэзии, и остается верен себе. Стихи разные, и воспринимать их тоже можно
по-разному, но только и не воспримешь их совсем, если отчуждение от самого
источника породит душевную глухоту. А в самих истоках родники и незаметны
вроде, и тихи, только они остаются всегда собой, всегда способны утолять жажду
в духоту и зной и овевать своей естественной чистотой. Они могут быть и совсем
незаметные, и еле заметные, но в них бьется солнечный отсвет народной простоты,
не мудрящей, а мудрой. И вот я читаю в журнале «Москва», в девятом номере:
Моя душа живет в лесу,
Моя душа живет в ромашке.
То превращается в росу,
То, как ручей, звенит в
овражке.
И сразу узнаю Бокова. Это он,
с его естественной легкостью, не обремененной мудрствованием, но по сути со
смыслом.
Берите ковш или корец
И черпайте, не возражаю.
Ну, выпьете, ну, мне конец,
Мне лично, но не урожаю...
Это очень человечески и человечно. И в нем, в извечно
людском, наши социальные нравственные принципы. Связь натуральная, вытекающая
из самого образа.
А вот здесь же другое, но по сути в развитии одного и того же сквозного
у Бокова:
Родной
очаг, потомство,
Даль,
высота, полет.
У птицы нет
притворства,
Об этом и
поет.
Да, он доверяется всему, что
близко его душе, он идет со своей доверчивой добротой к человеку, к любимому
существу:
Вот стою и завидую реченьке,
Оросительнице полей,
Что твои обнаженные плечики
Речка гладит рукою своей.
Вот гляжу и
завидую яблоку,
Что лежит
на ладони твоей.
И ребенку,
что просится на руки —
Ты взяла и
целуешь скорей.
Вот стою и
завидую месяцу,
Что похож
на ладонь и ладью,
Что ему
разрешается свеситься
С ветки
яблони в спальню твою...
И это нехитрое лукавство, и
эта незримая связь человека с природой, праматерью его здесь просвечивают, как
семечки в наливном яблоке.
И человек могуч, силен,
Звонка его святая лира
Лишь оттого, что он влюблен
В бессмертные красоты мира.
И, оказывается, оставаясь
собою, испытанная, не стареет песенная строка, и не мешает естественно литься
в ней сложному и громоздкому нашему времени:
Сторонушка, сторонушка, Зеленый
шум лесов,
Ты рано просыпаешься
От птичьих голосов.
От говора
певучего,
От гула
тракторов,
От пенья
самолетного,
От шума
поездов...
Поется ведь, а?.. Поется. Это
уже я привел стихи из опубликованных в журнале «Огонек».
И поэт благодарен своей песенной судьбе. Нет, это не то пресыщенное
довольство, которое, вальяжно развалясь, чувствует себя казенным хозяином в
стихах иных преуспевших и сверхблагополучных вещателей общеизвестных
прицельных истин. Это осознанная радость отдачи себя, а в ней и уже и усладу,
неутолимую жажду радости:
Я знал и радость,
Я знал и горе,
Я это лично пережил.
Печаль свою на чьи-то плечи
Ни разу не переложил.
Как ночь, я
умирал c рассветом, Рождался, глядя на зарю.
Мне трудно
было, но и за это
Судьбу свою
благодарю.
Вы чувствуете, как это официальное слово «лично» здесь
работает, побратавшись с песенно-народными, как оно осовременивает незаметно
исконное течение русской стихотворной строки. Но оно еще и возвращает первость
умертвленному канцеляризму этим же.
Любимый образ поля вещественнее, может, чем это
другое, раскрывает все ту же основную плынь житейских чаяний поэта:
Оно — мой труд, мое старанье,
Моя любовь из года в год.
Иду я в поле на свиданье,
А там меня работа ждет...
Сами эти стихи и раскрывают
поэта, и обнажают его природный ключ, ключ его сердца, просквозивший все его
песенное существо. Оттого и рассуждать много не хочется. Хочется вернуться к
тому изначальному чувству, которое сквозит в нем от начала до конца.