ДАЛЬ
ПАМЯТИ
Все, кто прошел Великую Отечественную войну, не могут
не обращаться к ней, к священной памяти, которая не тускнеет, не старится и не
уходит в прошлое. Наше фронтовое поэтическое поколение одухотворено бю. Она
как бы стала полем боя за будущее. И на нем, на этом поле, нет смертных: вместе
с живыми идут в атаку и те, кто отдал жизнь за родину.
Жаль, что по укоренившейся недоброй привычке искусственно
суживается это понятие — фронтовое поколение поэтов. И даже те, кто, может,
сегодня в строю, на поле памяти, наиболее самоотверженно идет вперед, не
называется в уже давно привычном перечне фронтовых поэтов. А между тем они по
действиям своим сегодня, может, заметнее тех, кого так постоянно перечисляют в
военной обойме. В данном случае я имею в виду, конечно, не только поэта Егора
Исаева, а и некоторых других из этого поколения, кто в полную меру проявляет
себя в патриотической, военной теме сегодня. Но для Егора Исаева память войны
стала его сквозной темой, он, может, основательнее, цельнее и сосредоточеннее,
чем кто другой, говорит о ней в полный голос. И образ памяти его разрастается,
становится все глубже, как бы вбирая в себя и более отдаленное прошлое, и
настоящее, и будущее. И все шире открывается перед читательским взором даль
жизни, даль человеческого мира солдата поэзии. Видимо, это чувство пространства
пробудила в нем
воронежская степь, окружавшая
его с рождения. Она начиналась за стенами беленой хаты и уводила, звала в неведомые
дали. Здесь, в семье учителя начальной школы, в сельце Коршево, он увидел белый
свет. Здесь он услышал степные песни, в которых столько же было щемящего
простора, необъятности его, как и на родимой, родящей нелегкий хлеб земле. 1926
год. Еще свежи в памяти пожары и кровь гражданской войны, еще только начинается,
еще в зародыше новое землеустроение, готовится почва колхозного строительства.
Отсюда его житейские и речевые истоки.
Уже ликбез становился прошлым, начальная и затем
девятиклассная школа дала ему и его сверстникам более чем изначальные понятия о
времени, о быстро сменяющихся, бурно развивающихся событиях первых пятилеток.
Мировое предгрозье уже чувствовалось в воздухе. И это особенно обостряло в
молодежи память революции, делая ее самой современной, самой близкой по
времени. Война ворвалась в душу еще у порога юности. Внутренне юноши были
готовы к ней. Егор Исаев был призван в армию в сорок третьем году, уже когда
наступил перелом на фронтах. И только в феврале сорок пятого года, пройдя
опустошенной землей, он оказался в Действующей армии, вступившей в
Чехословакию. Он был радистом в 13-й гвардейской дивизии. И демобилизовался он
в звании младшего сержанта. И уже в 1953 году отозвалось в нем так бурно
пережитое. Стихи он писал и раньше и был замечен Николаем Грибачевым, как
обещающий начинающий поэт. Но в стихах было тесно пережитому. И тут он
попробовал свои силы в поэме. И первой его поэмой была «Над волнами Дуная».
Само название ее говорит за себя. Это была фронтовая дорога... А жизнь уже
разворачивалась перед ним новыми, послевоенными далями. И жажда мира на земле
становилась его солдатской жаждой. Но память войны заполняет собою все помыслы
о мире. И она является ему в образе женщины, и в ней не только военное прошлое,
а и предвоенное, и все это в ее цельно-материнском образе, она идет по Земле,
пересекая материки и страны, меняя, как косынки, флаги наций на своих
худеньких плечах, и особенно долго цветет на них красный флаг родины
советского солдата. И чуткая, настороженная к опасности холодной войны, она
заставляет задуматься не только друзей мира, но его вчерашних и сегодняшних
врагов, тех, кто громил и жег, мучил и убивал ни в чем неповинных людей. Память
становится совестью народов, она вершит свой нравственный суд над бывшими
громилами и убийцами, которые не были казнены самой войной и после войны не
предстали перед лицом правосудия, и это ими раздувается холодная война.
Советскому солдату, как и его народу, как и всем народам, хоть он и солдат,
важнее всего на свете мир, и он обязан защищать его всеми средствами, в случае
крайней необходимости — и оружием. Егор Исаев продолжает службу в эти первые
послевоенные годы уже офицером. Он работает в журнале «Советский воин». И все
чувства и мысли, которыми живет народ, постепенно, как это делает всегда он,
шаг за шагом, строка за строкой, складываются в поэму— «Суд памяти». Опубликована
она была в журнале «Октябрь» — и сразу всколыхнула широкие читательские круги.
Заставила о многом задуматься не только мое, военное поколение, и не только
нас, советских людей. В ней были поставлены вопросы, касающиеся миллионов
жителей планеты. Поставлены остро, глубоко, непримиримо. В поэме два действующих
лица, два немецких солдата: Курт и Хорст. Третий солдат Ганс, пожалуй, лишь
присутствует как носитель авторской мысли. Но эти, первые двое, выражают два
разных понятия о войне и мире, противоположных понятия. Курт без ног. Он
никогда не забудет, как это было:
Лечу, а ноги без меня
Еще бегут в атаку...
И сквозь эти осязаемые до
физической боли чувства он как бы держит на прицеле соседа Хорста, напоминает
ему:
Запомни,
Хорст, как дважды два: Огонь, он возвращается...
Хорста вся эта острота еще так болезненно не касается:
он сыт и здоров. И в нем еще, чиркни только, может вспыхнуть воинственный дух
нацизма. Он — как само предостережение человечеству... Но и к нему придет она, как приходит бессонница,
Память войны и будет судить его, будет!.. Память эта в образе маленькой,
хрупкой женщины всесильна, и ей дано вершить суд над теми, чья совесть
запятнана кровью.
Она идет, покинув свой уют,
Не о себе, о мире беспокоясь.
И памятники честь ей
отдают.
И обелиски кланяются в пояс.
И сегодня, по прошествии уже более десяти лет, звучит эта поэма так же
остро и злободневно, как и при первом своем появлении. Она все напоминает о том
страшном посеве пуль, который не прорастает, но и не тлеет в земле. Она
стучится пеплом в душу:
Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да, вы скажете.
Неверно!
Они кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых
И осязают нервы...
Сила воздействия этой поэмы тем более разительна, что на высших своих
взлетах она — как само откровение.
Крестьянско-солдатская
основательность поэта, замедленная, даже медлительная его углубленность в тему
с годами становится еще основательнее. Вот уже много лет он трудится, словно бы
забывая о том, что время все ускоряется, над развитием все той же темы Памяти.
В «Литературной газете» была опубликована глава из его новой поэмы, название
которой, как предполагал поэт, будет «Не вся земля в городах». Еще прежде он
опубликовал отрывок этой поэмы в газете «Литературная Россия» — необыкновенно
емкий, собранно метафоричный. Теперь, по опубликовании вышеназванной главы «Кремень-слеза»,
которая сама как бы представляет поэму в будущей большой поэме, начинает
вырисовываться объем этой очень крупной вещи, видимо целой эпопеи, где опять же
над всем властвует Память. Но это уже Даль Памяти: героическое прошлое русского
народа, в образе кремень-слезы, вырастающей до трудно вместимой даже в
огромных пространствах. Образ-метафора настолько емкий, что в нем
разворачивается широкая дорога жизни народа с множеством множества
человеческих образов из прошлого до настоящего. И все это живые, осязаемые
характеры, которые, чувствуется, не уйдут с временем, а, как и те, павшие на
Великой Отечественной войне, будут идти в наступление за новую жизнь вместе с
новыми поколениями. Будущее без прошлого немыслимо — как бы говорят за себя эти образы,
этот сильный и глубокий образ окаменевшей, кремневой слезы, которая лежит на
дороге человечества, не обрастая мхом забвения.
Глава-поэма, как кованая, как массивно литая, она
звенит и искрится сплошь афоризмами. И, что удивительно, вроде бы речь идет о
прошлом, даже не столь близком прошлом, но сегодняшний стих, сегодняшний день
встает из льющейся, густой и цельной стихии, из того, что сейчас, а не вчера:
Какие превеликие пожары
Больнее боли, соли солоней
Скипелись в ней, до крайности предельной,
До согнетенной точки центровой.
И не из той ли искры, столь нетленной
На красный день эпохи мировой,
Зажглась она, звезда большого света,
В виду окольных и далеких стран,
Звезда добра и мудрого совета,
Звезда родства рабочих и крестьян...
Такая концентрация мысли и
чувства в публицистическом одном узле, одном штрихе всеобъемлющего образа! Но
в главе-поэме таких сверкающих звездно граней множество, и все они отгранены до
ярчайшего света, не ослепляющего, а, наоборот, словно бы просвечивающего все
насквозь изнутри. Поражает собранность в такой большой вещи, внутренняя
сдержанность, неторопливая, рассудительная повествовательность и в то же время
такая сжатость, которая делает мысленно стремительной саму медлительность,
потому что вбирает в себя столько мыслей и чувств, столько временного и пространственного
расстояния. А люди — сегодняшние. Это чувствуется по их суждениям, по их языку,
очень живому разговорному, из народных глубин почерпнутому, но в поворотах
слова, в его обновленной какой-то форме, в деловом его осмыслении
злободневно-современном.
Думается, что читатели о многом задумаются, с интересом прочтя отрывки
из новой главы-поэмы Егора Исаева, в которой ярко высвечена даль народной
Памяти, нацеленной в будущее.