ПОЭТЫ
НАРОДНОЙ СОВЕСТИ
(К 90-летию со дня рождения Дмитрия Ковалева)
Современники,
строго говоря, большого поэта всегда «проглядывают», литературная шелуха шебуршит на всех перекрестках, надувает щеки. Поэты же, всей
своей сутью связанные с глубинами народного духа, замалчиваются и
дискредитируются усилиями космополитических группировок. Так «проглядела»
критика Д. Кедрина, не воздав должное этому
титану-патриоту. Так обошлись «они» с Борисом Ручьевым — поэтом вихревым, чья лирическая «заветная песня» явно пришлась
не по вкусу эстетствующим снобам. Пожалуй, и Дмитрию Ковалеву, поэту глубокому,
точному в чувстве и высокому в замысле, не додали «властители дум»
шестидесятых. Эти псевдоборцы за «человечество», как
правило, теряют собственно самого человека и вместе с человеком они теряют его
историю, его почву, его принадлежность к Пути Человечества в том его
христианском контексте, где «жертва», «жертвенность» есть краеугольный камень
всего мироздания. Как раз пафос лирики Дмитрия Ковалева всем своим летящим
острием направлен на духоподъемные задачи, где «плоть немощна, а дух бодр»:
Медовый спас глядит из
огорода
В подсолнуховом жарком ореоле,
В поджарых кукурузных волосах.
В нем русская, крестьянская порода,
Руси заматерелое приволье
С пчелиными колодами в лесах.
Счастье наше нынешнее, писательское, заключается в таком вот
наследстве, не промотать бы, не пустить по ветру «мед» поэтических откровений:
Редела отступающая мгла.
Я вслушивался в дали,
не дыша.
И ты
Была,
В рассветный этот миг
Как сдержанная радость,
Хороша.
То был
Не дивный сон,
Не забытье:
В мой кровный дом,
В селение мое
Я в сердце нес тебя
Сквозь всю войну,
Не мертвую —
Живую тишину.
Какая живопись, какая могучая возрожденческая
поступь: мельчайшая деталь зрима, в то же время лирический эпос творит свою
эпическую работу. Вместе с поэтом читатель вдыхает всей грудью воздух Родины,
«здесь и теперь». Чудо заключается как раз в этой размеренной поступи
поэтического тропа, в развернутой многослойной метафоре, в паузах, где «воздух
поет». Несомненное классическое наследие, освоено и пережито всем слагательным организмом стихотворца, и эта титаническая
работа, это духовное напряжение у талантливых всегда разрешается
художественными достижениями, да такими, что начинаешь понимать отнюдь не
банальную истину о связи и преемственности поколений во всей их значимости и
силе. Дмитрий Ковалев —
поэт того «тихого» направления, что подобно его «речке в кустах» и создавало
проникновенной, трепетной (хорошо оснащенной), лирической строкой атмосферу
истинно русской, не побоюсь этого слова, великой лирики.
Пузырится в провалах юркая
Снеговая вода.
Женихаются голуби, гуркая.
Молодухи с вальками над лункою
Солнцем брызжутся. Синь молода.
И смешинки в глазах твоих вешние,
От которых сладко недужится, —
То как трели скворцов
Над скворешнею,
То как трепет воробушек
В лужице.
Роскошь свободного владения формой, словарь, обогащенный
исконными словечками, словарь, утоляющий жажду сердца свежими находками,
живопись которых, повторюсь, наглядна, ощутима читателем во всей своей
полноценной звукописи, во всей своей красоте подлинной, народной, неистребимой
русской речи.
Советская поэтическая школа при всех своих политическо-конъюнктурных издержках (которые, кстати, и
есть плоды усилий всяческих «авербахов» и «бухарчиков») столько выдала на-гора светоносной энергии,
что потуги иных либеральных критиков очернить, принизить, оболгать
достижения того периода смешны и нелепы.
Лирические шедевры Дмитрия Ковалева не устаревают, не
изнашиваются. В них таится запас художественной прочности, что, подобно зерну,
прорастает на ниве русской словесности, чтобы не иссяк хлеб духовный в годы
«демократического» мора, в годы нашей борьбы за истинного человека.
Валентин СОРОКИН